Общая характеристика дистанционного образования

   Под дистанционным образованием (ДО) в настоящей программе понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в регионе и за его пределами с помощью специализированной информационно-образовательной среды по принципу разделения преподавателя и обучаемого в пространстве и/или времени.
   Часто используют выражения "дистанционное обучение" и "дистанционное образование", не объясняя различий в употребляемых терминах.
   В данной программе под ДИСТАНЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ понимается способ обучения на расстоянии, обуславливающий процесс получения знаний обучаемым (за него ответственен обучаемый).
   Под ДИСТАНЦИОННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ понимается процесс передачи знаний (за него ответственны преподаватель и образовательное учреждение).
   Дистанционное обучение и дистанционное образование тесно связаны и исторически означали традиционную систему заочного обучения. Однако сейчас за счет внедрения новых информационных технологий (НИТ) эта система обогатилась новыми средствами связи и новыми способами предъявления обучающего материала. В современном ДО особую популярность приобрели компьютерные и факсимильные каналы связи, использование аудио и видеоконференций.
   По способу дистанционного получения образовательной информации учебные системы различают как синхронные и асинхронные.
   Синхронные системы предполагают синхронизацию процесса обучения по времени, т.е. одновременное участие в сеансе занятия обучаемых и преподавателя. Некоторые примеры таких систем: интерактивное ТВ, аудио/видео конференции.
   Асинхронные системы не требуют одновременного участия в сеансе занятия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятия. К таким системам относятся: курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассет, электронной почты. При этом обучаемые и преподаватель могут быть пространственно не разделены.

Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, и информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно- программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
   Характерными чертами дистанционного образования являются:

- Гибкость: обучаемые в системе дистанционного образования (СДО), в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет изменить свой обычный уклад жизни. Для поступления студенту формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.
- Модульность: в основу программ ДО кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.
- Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.
- Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении.
- Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в ДО используются дистанционно-организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями.
- Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения - это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видео сюжетов и так далее.
Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:
   - печатных материалов (учебно-методических комплектов литературы и заданий),
   - электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники),
   - аудио- и видео- продукции,
   - телевизионных передач.
При этом носителями информации являются:
   - книги,
   - гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски,
   - аудио- или видеокассеты.
В качестве средств обучения в ДО выступают, соответственно:
   - учебно-методические комплекты ("кейсы"),
   - компьютеры,
   - телевизоры,
   - телефоны,
   - магнитофоны,
   - видеомагнитофоны,
   - специальная техника мультимедиа.
- Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном СДО являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:
   - необходимыми учебными и учебно-методическими материалами,
   - обратной связью между преподавателем и обучаемым,
   - обменом управленческой информацией внутри системы ДО,
   - выходом в международные информационные сети,
   а также для включения в СДО зарубежных пользователей.